Если ребенок ведет себя как клоун
Даше скоро семь лет. У нее появилась отвратительная
привычка дразнить всех в семье. При этом она гримасничает и кривляется, строит
рожи. Ей кажется, что она удачно изображает жесты и мимику окружающих. Это
очень неприятно, и все обижаются. Никакие уговоры не помогают. Такая неблагодарность,
даже плакать хочется! Но может это проявление какой-то болезни?
Наш
сын паясничает и разыгрывает и дома, и в детском саду целые спектакли. Как
такое странное поведение исправить? Излечить ребенка от шутовства не помогают
ни наказания, ни уговоры, ни насмешки; ребенок никому не дает покоя.
Где ключ к этой загадке?
Кривлянье - вовсе не игра. Шекспир писал, что наша жизнь - театр, а люди в ней
актеры, но превращение всей жизни в цирк, а ребенка в клоуна - это не по Шекспиру.
Может быть, дети хотят развеселить нас и сделать нашу жизнь немного радостнее и
веселее? Или причина совершенно в другом, и детьми движут не столь благородные
порывы?
Придется провести небольшое детективное расследование.
1. Наблюдения психологов говорят о том, что показное паясничанье может быть
вызвано повышенной потребностью добиться от окружающих оценки, удивления,
внимания или расположения.
Кривляющийся ребенок из эгоистического желания быть центром группы привлекает к
себе внимание. Он стремится заставить всех смотреть и слушать только его
одного, все должны заниматься только его персоной. А это означает не что иное,
как очередной каприз или прихоть. По-другому привлечь к себе внимание такой
ребенок не может.
Маленький человек перед взрослыми и сверстниками вытворяет уму непостижимое: то
разыгрывает из себя несмышленыша, то совершает героические поступки на
удивление окружающим, то дразнит всех подряд.
А
причина шутовства в том, что ребенок интуитивно чувствует, что у него не
хватает качеств, которые в данном возрасте должны быть и есть у других детей.
Привычка через шутовство и кривлянье удовлетворять потребность в любви и
внимании имеет свои причины, но более глубокие и скрытые.
2. Прежде всего, кривлянье - это внутренняя неудовлетворенность и
неуверенность ребенка в себе. Паясничанье служит компенсацией за неуклюжесть,
полноту или физическую слабость; или за недостаток уменья в играх; или за
неумение наладить дружеские отношения и войти в коллектив ровесников.
Я
наказал внука, но вместо раскаяния и стыда он вдруг начал дразнить меня.
Настоящий паяц. От неожиданности и обиды я поставил его в угол, а сам просто
ушел в другую комнату.
О чем сообщает нам поведение этого мальчика? Не больше не меньше, как о том,
что дед и внук не ладят друг с другом. Может быть, наказание было
несправедливым или ребенок не понял, за что наказан. Он протестует, он бы и рад
все исправить, но не знает как. Возникает чувство неуверенности. Но взрослый не
понял ребенка, и проблема осталась нерешенной.
3. Разыгрывание
спектаклей и паясничанье - типичная черта детей эмоционально неудовлетворенных
в семье.
Детям не хватает внимания и доброго отношения, которых они ищут и добиваются
любым путем. Почему же малыши считают, что они обделены вниманием взрослых:
родителей, воспитателей, учителей? Видимо, потому, что, с их точки зрения,
кому-то этого внимания достается значительно больше.
Типичный случай - рождение брата или сестры. Бывший наследный принц чувствует
себя сброшенным с трона. Если мы, взрослые, долго не замечаем ревность старшего
ребенка или замечаем только его кривлянье, то дефицит внимания у малыша
становится хроническим. Кривлянье выбирается ребенком как наиболее эффективный
способ привлечения к себе внимания и интереса взрослых.
События в жизни ребенка кажутся нам малозначительными, ведь мы, взрослые,
погружены в свои проблемы, суету и текучку забот и волнений. В нашей жизни нет
времени и сил на малыша, и он заставляет нас любым способом экстренно обратить
внимание на свою персону. Ребенок привыкает к тому, что мы обращаем на него
внимание, только тогда, когда он начинает кривляться.
4. Единственная разученная роль - маленький шут. Бывает, что клоунаду
начинают дети, которые были окружены вниманием и симпатией взрослых сверх меры.
К ним долго относились как к маленьким, не давали проявить самостоятельность и
не могли налюбоваться на милые ребяческие проделки. Таяли
от их шалостей и не позволяли играть более взрослую общественную роль.
Взрослые долгое время навязывали ребенку роль славного домашнего шута. Малыш
вошел в эту роль и сжился с ней, воспринял ее как свое предназначение, а вот
изменить свою роль он не умеет и не знает, как это сделать.
Как
помочь маленькому кривляке?
Чтобы избавиться от вредной привычки, которая может перерасти в черту
характера, следует позаботиться об эмоциональном благополучии ребенка. Пусть
беспокойство и ревность ребенка безосновательны, но эти чувства живут в
сознании маленького человечка и направляют его поведение. От кривлянья обязательно
нужно избавиться. Знание особенностей своего ребенка и анализ ситуации помогут
вам избрать нужную тактику.
Первая
тактика
Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок почувствовал уверенность в
своих силах. Дайте ему возможность одерживать маленькие победы.
ТЫ:
- сам застелил постель;
- красиво нарисовал картинку;
- перепрыгнул огромную лужу;
- сумел сложить свои книжки;
- не забыл полить цветы;
- покачал сестренку в коляске.
Ты - молодец!
Все, что ребенок делает сообразно своему возрасту, мы воспринимаем с интересом
и вниманием: признаем, хвалим, оцениваем, вместе учимся, а тем самым усиливаем
стремление ребенка к правильному поведению. Заслуженная похвала никогда не
бывает вредной.
Мы подскажем ребенку, как он может реализовать себя в целом ряде полезных дел,
которые оценят другие дети и взрослые.
Это может быть, например:
- коллекционирование,
- спортивные игры,
- необычное умение,
- интересные знания о динозаврах или звездах, о планетах или стихийных
бедствиях, о животных или птицах...
Подскажем и чуть-чуть поможем - вот те средства, которыми мы сможем усилить
уверенность ребенка. А как мы уже знаем, именно в ней все дело!
Важно укрепить в ребенке сознание того, что он многое умеет и делает это
хорошо. Или только учится и очень старается, а значит, все получится. Что в
семье с ним считаются как с полноправным членом; что родители любят его и что
на свою семью он всегда может положиться.
Вторая
тактика
Вторая тактика дополняет первую. Нежелательное кривлянье
пройдет, если мы не будем усиливать и поддерживать его вниманием, смехом,
интересом, оценкой.
Любое шутовство всегда должно оставаться без отклика.
Детей-кривляк бесполезно наказывать. Ведь наказание - тоже отклик, а потому не
должно быть никакой брани, никаких наказаний. Они абсолютно не эффективны.
В сознании ребенка наказание служит еще одним доказательством несправедливого к
нему отношения. А значит, борьба и протест в виде гадкого обезьянничанья только
усилятся.
Лучше постоянно, спокойно, всем своим видом показывать ребенку, что паясничанье
- недостойное занятие, что это признак ребячества, которое вам не нравится.
Полезно сказать ребенку, что вы уже давно ждете, когда он перестанет
кривляться, чтобы вместе заняться чем-нибудь интересным.
Упреки? Вечный спутник нашего недовольства ребенком. Если уж вы и решите
упрекнуть маленького кривляку, то только с глазу на глаз. Публичные упреки он
может воспринять как успех и интерес к его действиям.
Врачевать можно только добром. Не забывайте об этом, особенно когда речь идет о
самом дорогом в жизни - о наших детях.
Домашнее
задание для родителей
Рекомендуем вам выполнить с ребенком упражнения, которые помогут ему осознать
себя и сформировать положительное отношение к самому себе.
Игра
"Имя"
Придумай себе имя, которое тебе нравится и которое ты хотел бы иметь. Можешь
оставить себе свое имя.
- Почему тебе нравится или не нравится твое имя?
- Почему ты хочешь, чтобы тебя называли по-другому?
Эта игра даст вам информацию о самооценке ребенка. Часто отказ от своего имени
означает, что ребенок недоволен собой, хочет быть другим или лучше, чем он
есть.
"Зеркало"
Можно играть вдвоем с ребенком или пригласить его друзей.
- Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения,
жесты, выражение лица. "Зеркало" - это взрослый или другой ребенок.
Поиграв, можно поменяться ролями.
- Можно освоить еще один вариант игры. Ребенок будет изображать кого-то из
общих знакомых или детей, которые играют. "Зеркало" указывает, кого
изображает ребенок.
Эта игра нужна, чтобы показать ребенку в зеркале его мимику, поведение. Иногда
игра помогает ребенку увидеть свой слишком раскованный или надоедливый стиль
поведения, излишнее паясничанье и шутовство, увидеть себя со стороны.
"Карикатура"
Выбирают одного ребенка из группы. Остальные дети и взрослые по очереди
говорят, какие качества они ценят в этом ребенке, а потом называют то, что им
не нравится.
Затем на большом листе бумаги все сообща рисуют карикатуру. Ребенка изображают
в шутливом виде, но так, чтобы не обидеть.
Такая игра поможет маленькому кривляке понять, как он себя ведет и как выглядит
со стороны.
"Лягушата"
Это упражнение для расслабления губ, языка, мышц нижней челюсти.
Предложите ребенку стать лягушонком. Для этого нужно вытянуть губы, как при
произношении звука "и", а затем расслабить губы и вернуть их на
место. При этом можно смотреть в зеркало.
Растянем губы прямо к ушкам!
Мы понравимся лягушкам!
Тянем, тянем, перетянем
И нисколько не устанем!
Губы не напряжены, и расслаблены.
|